Историческая справка
История морского порта «Тикси» начинается с 1 января 1934 года, когда он был официально включён в перечень действующих арктических портов, находящихся в ведении Главного управления Северного морского пути.
16 декабря 1982 года
морской порт «Тикси» был удостоен ордена Дружбы народов. В зимнем сезоне 1986 года, впервые в мировой практике, здесь построили два глубоководных пирса глубиной шесть метров, что позволило увеличить грузооборот порта до впечатляющих 860 тысяч тонн за одну навигацию.
В 2005 году
государственное унитарное предприятие «Тиксинский морской торговый порт» было преобразовано в открытое акционерное общество «Морской порт «Тикси». Затем, в 2017 году, оно снова подверглось реорганизации, перейдя в форму акционерного общества «Морской порт «Тикси».
Освоение Арктики началось задолго до официального открытия порта в бухте Тикси приказом начальника ГУСМП Отто Юрьевича Шмидта от 1 января 1934 года. Ранее появились полярные станции, началась активная разработка ранее необитаемых территорий. Развитие Северного морского пути требовало строительства портов. Одним из первых шагов стало прибытие парохода «Колыма» под командованием капитана В.Г. Миловзорова, который преодолел ледяные преграды и доставил в Якутию первые грузы водным путём в советское время.
Уже в 1933 году
в бухте Тикси успешно осуществили перевалку значительных объемов грузов на речные баржи и обеспечили заправку угля морскому каравану, привезённому с верховьев реки Лена. После присвоения официального статуса порта в 1934 году сюда прибыли суда второй и третьей ленских экспедиций. Это событие ознаменовало начало освоения арктического побережья Якутии, став частью целенаправленной государственной политики развития северных регионов. Порт Тикси стал ключевым звеном снабжения местных полярных станций и населенных пунктов необходимыми ресурсами.
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 28 августа 1938 года
утвердило правовой статус порта Тикси, обозначило его организационную структуру и перспективные направления роста грузооборота, заложив основу для масштабного строительства портовых сооружений. Во время Великой Отечественной войны основной задачей порта стало переработка поставок по американской программе ленд-лиза и грузов из других государств — всего за военные годы через порт прошло около восьми миллионов тонн грузов. Несмотря на низкий уровень механизации, почти весь объем переработки выполнялся вручную, что свидетельствует о выдающемся вкладе коллектива порта в общую Победу над фашистской Германией.
Послевоенный период отмечался относительным спокойствием в развитии порта Тикси, поскольку внимание государства временно переключилось на восстановление экономики страны. Однако начиная с 70-х годов XX века вновь начался активный этап освоения северных территорий. Возникли новые промышленные предприятия, такие как обогатительные комбинаты, восстановлены старые и созданы новые полярные станции, активизировалось исследование островов Арктики. Этот период стал наиболее успешным в истории порта Тикси, когда за один сезон навигации через него проходило до 28 тысяч тонн груза, предназначенного исключительно для снабжения полярных станций.
В 1979 году
был официально сформирован Тиксинский транспортный узел, включавший в себя комплекс взаимосвязанных предприятий различных видов транспорта. В течение последующих восьми навигационных сезонов сотрудники порта эффективно работали по системе взаимосогласованного планирования, обеспечивающего бесперебойность взаимодействия между различными видами транспорта. Помимо самого порта, в состав узла вошли также Якутское производственное объединение морского транспорта, Ленское объединённое речное пароходство и предприятие «Якутлес».
В этот период
произошли значительные изменения в техническом оснащении флота и портового хозяйства. Были введены современные технологии погрузочно-разгрузочных операций, улучшилась система организации производственного процесса и управленческих решений. Опыт эксплуатации подтвердил эффективность системы непрерывного оперативного управления. Само функционирование Тиксинского транспортного узла продемонстрировало большие потенциальные возможности и скрытые резервы для дальнейшего развития и повышения эффективности работы всей транспортной инфраструктуры региона.
Особое значение имели введённые в эксплуатацию комплексы Восточного причала, построенные уникальным способом. Впервые в мировой практике строительство пирсов велось непосредственно зимой, прямо на льду замерзшей бухты. Поскольку навигационный период в регионе ограничен тремя месяцами с конца июля до начала октября, остальное время бухта покрыта льдом толщиной свыше двух метров. Пользуясь этими условиями, инженеры-строители решили проблему оригинальным образом: техника размещалась прямо на льду, откуда забивались сваи в дно, проводилась засыпка грунта, после чего рабочие продвигались дальше. Эти уникальные работы проводились подразделением «Тиксистрой» («Арктикстрой»), а проектировщики получили международную награду за свою инновационную идею и её успешную реализацию.
В середине 1980-х годов
порт Тикси значительно расширил свою деятельность, существенно увеличив объемы перевозимых грузов. Кульминационным моментом стало достижение рекордного показателя в 1986 году, когда за одну навигацию было обработано 860 тыс. тонн грузов, фактически превратив порт в крупный транспортный хаб ("порт-миллионник"). Комплексная инфраструктура порта включала собственную нефтебазу, дизельную электростанцию, систему отопления и даже пожарную службу, что позволило поддерживать круглогодичную работу без финансовых потерь.
Тем не менее, несмотря на высокий спрос на работников
(численность персонала варьировалась от 200 до 350 человек)
ситуация кардинально изменилась в конце 1980-х годов. Экономическая нестабильность и политические преобразования привели к снижению грузопотоков, сокращению финансирования и потере ключевых функций, включая управление нефтебазой и обеспечение энергоснабжения посёлка Тикси. Например, если ещё в начале десятилетия объём переработки древесины составлял порядка 250 тыс. куб.м., то вскоре эта отрасль пришла в упадок вследствие истощения близлежащих лесных ресурсов и отсутствия экономической целесообразности транспортировки древесины из удалённых районов ввиду слабого развития дорожной сети и отсутствующих оборудованных лесопильных площадок.
Возрождение интереса к Северу и Арктическому региону тесно связано с активным развитием Северного морского пути. Важным этапом стало возобновление функционирования аэропорта Тикси и возвращение военных подразделений, что способствует укреплению безопасности и улучшению логистической доступности территории. Основной потенциал региона заключается в наличии полезных ископаемых, таких как алмазы и уголь, привлекающих инвесторов и стимулирующих проведение геологоразведочных работ. Освоение природных ресурсов неизбежно приведет к развитию промышленности, созданию новых производств и решению вопросов транспортной инфраструктуры.
Значительную роль в дальнейшем продвижении играет развитие оборонного сектора, поскольку государственная политика уделяет повышенное внимание развитию Арктики. Для реализации всех возможностей морской порт «Тикси» способен значительно повысить пропускную способность и объёмы обработки грузов. Успешная реализация проектов откроет новую страницу в истории порта, предоставляя широкие перспективы оператору морского терминала АО «Морской порт «Тикси» и способствуя экономическому росту региона.
Close
Форма обратной связи
© Морской порт "Тикси"
Навигация
Контакты
8 (411) 675 - 34 - 96
Тикси, Респ. Саха (Якутия), Морская ул 1А
Porttiksi@mail.ru